Середина XIX века — один из интереснейших этапов становления пожарного дела в России и укрепления государственной пожарной охраны. С принятием в 1853 году «Нормального табеля состава пожарной части в городах» завершилось формирование организационной структуры профессиональной пожарной охраны. Её штат стал определятся в зависимости от численности населения в населенном пункте. Однако попытки обуздать огонь силами только профессионалов не приносили должного результата, необходимы были новые формы организации борьбы с огнем, в том числе и путем привлечения населения (общества) к борьбе с пожарами. Поэтому при городских самоуправлениях стали создаваться вольнонаемные и общественные пожарные команды или добровольные пожарные дружины. И вот в 1843 году в г. Осташков Тверской губернии по инициативе городского общества учреждена была первая общественная пожарная команда. Членами таких команд (дружин) становились рабочие, крестьяне, мелкие домовладельцы, ремесленники, которые кровно были заинтересованы в сохранении от огня своего имущества. К 1891 году количество пожарных обществ, команд и дружин в России составляло более 3000. В которых числилось свыше 84 тыс. человек. Идея создания общероссийского центра добровольной пожарной охраны возникла во время работы Всероссийской пожарной выставки, устроенной Русским техническим обществом в 1892 г. в г. Санкт-Петербурге, где одновременно с выставкой проходил первый съезд русских деятелей пожарной охраны.
Императорское Российское пожарное общество сыграло огромную роль в становлении и развитии пожарного добровольчества, а главное, в централизованном управлении им.
15 июня 1892 г. съезд русских деятелей пожарной охраны единодушно признал жизненно важным создание Пожарного общества, одобрив проект Устава Общества — этот день следует считать днем рождения Российского пожарного общества.
В 1893 г. было создано Соединенное Российское пожарное общество, сформирован и приступил к практической работе Совет Общества, председателем которого стал граф Шереметев А. Д.
В 1898 г. Российское пожарное общество стало Императорским, а почетным председателем стал Великий князь Владимир Александрович.
После его смерти (1909 г.), это дело на себя приняла его супруга Великая княгиня Мария Павловна, которая активно участвовала в работе Общества. Вторым председателем Общества был князь Львов А. Д.
Деятельность Общества носила многогранный характер.
В его задачи входило: принятие предупредительных мер, пресечение пожарных бедствий, помощь пожарным и лицам, пострадавшим от пожаров, издание специальной литературы, организация и проведение пожарных выставок.
Основным источником финансирования деятельности совета Общества и добровольных пожарных организаций являлись разовые взносы почетных членов Общества, страховых компаний, деньги от лотерей, продажи пожарной техники.
Российское пожарное общество являлось фактически единственным в России центром по решению всех проблем, связанных с пожарами. Его усилиями удалось объединить многих деятелей пожарной охраны для решения насущных вопросов пожарной безопасности. Велика была заслуга Общества в расширении противопожарной пропаганды.
ИРПО просуществовало 27 лет. В 1919 году в силу нелояльности руководства Центрального совета общества к советской власти, ИРПО было ликвидировано, хотя структурные подразделения, добровольные пожарные формирования и команды сохранились практически во всех губерниях и волостях и существовали в период советской власти.
В советский период 14 июля 1960 года Совет Министров РСФСР принимает постановление об организации ВДПО, а в ноябре этого же года состоялась Учредительная конференция Всероссийского добровольного пожарного общества, которая приняла устав общества. ВДПО стало продолжателем традиций и деятельности российских пожарных добровольцев, которые были заложены, созданным в 1892 году Императорским Российским пожарным обществом.
В начале 90-х годов прошлого века социально-экономический кризис в стране резко сузил деятельность организаций ВДПО, но Всероссийское добровольное пожарное общество устояло, как организованная общественная сила, вносящая определенный вклад в дело борьбы с пожарным бедствием. Общество по прежнему является основным организатором общественных и добровольных противопожарных и аварийно-спасательных формирований в сельских населенных пунктах, малых городах и объектах на территории РФ, а в региональных отделениях сегодня максимально используют имеющиеся законодательные и иные возможности и ресурсы органов власти субъектов РФ и местного самоуправления для создания различных формирований ДПО.
Липецк и Липецкая область: Липецк, Елец, Грязи, Данков, Лебедянь, Усмань, Чаплыгин, Задонск, Добринка, Лев Толстой, Тербуны, Боринское, Хлевное, Доброе, Долгоруково, Становое, Кривополянье и др.
Статья 14. Требования к нефтепродуктопроводам, прокладываемым на территории городов и других населенных пунктов
9. Расстояния, указанные в таблице 16, следует принимать: для жилых и общественных зданий и сооружений, дач, садовых домиков, индивидуальных гаражей, отдельных промышленных предпри-ятий, сооружений водопровода и канализации, артезианских скважин — от границ отведенных им территорий с учетом их развития; для железных и автомобильных дорог всех категорий — от подошвы насыпи земляного полотна или бортового камня; для всех мостов — от подошвы конусов.
10. При соответствующем обосновании допускается сокращать приведенные в поз. 2 и 3 (кро-ме жилых зданий) расстояния от трубопровода не более чем на 30 % при условии, что трубопровод I класса следует прокладывать в защитном кожухе, концы которого выводятся на 20 м за пределы проекции защищаемой застройки на трубопровод, а трубопровод II класса — при условии отнесения его к I классу.
11. Допускается прокладка трубопроводов II класса на расстоянии не менее 30 м от обще-ственных и жилых зданий, приведенных в поз. 1, при условии укладки их в местах приближения (от 50 до 30 м) в защитном кожухе.
12. Глубину заложения трубопроводов следует принимать не менее 1,2 м до верха трубы или защитного кожуха (футляра); в пучинистых грунтах — не менее глубины промерзания грунта.
Примечание — Защитный футляр — наружная стальная труба, укладываемая на участках пересе-чения трубопроводом транспортных и инженерных сетей, предназначаемая для предохранения трубопровода и пересекаемых сооружений от внешних нагрузок и воздействий. Толщина стенки защитного футляра опреде-ляется в зависимости от усилий, воспринимаемых трубой при прокладке, статической нагрузки (веса грунта) и динамической нагрузки от подвижного состава и транспорта или по рекомендациям справочной литературы для трубопроводного строительства.
13. Расстояния по вертикали в свету при пересечении трубопровода с газопроводами и другими подземными сетями следует принимать не менее 0,35 м.При размещении трубопровода выше водовода его следует предусматривать в защитном фут-ляре, концы которого должны выводиться на расстояние не менее 10 м в каждую сторону от оси пересечения.
В местах пересечения инженерных сетей, проложенных в каналах или коллекторах, трубопро-вод следует прокладывать не менее чем на 0,4 м ниже этих сооружений в защитном футляре, концы которого должны быть выведены на расстояние не менее 5 м в каждую сторону от наружных стенок пересекаемых сооружений.
14. Пересечения трубопроводов с железными и автомобильными дорогами, трамвайными путями, а также улицами и проездами независимо от типа их покрытия следует предусматривать в защитных футлярах, как правило, под углом 90°.
Концы защитных футляров следует выводить на расстояния, м, не менее:
водоотводного сооружения железнодорожного полотна — 3;
крайнего рельса трамвайного пути, края проезжей части автомобильных дорог, улиц, проез-дов — 8;
крайнего рельса железнодорожного пути — 10.
Концы защитных футляров с обеих сторон следует герметизировать металлическими заглушками.
15. Минимальную глубину укладки трубопровода под железнодорожными, трамвайными путями и автомобильными дорогами до верха защитного футляра следует принимать, м:
под железнодорожными и трамвайными путями от подошвы рельса в выемках и на нулевых от-метках и от подошвы насыпи (при ее наличии) — 2;
под железными дорогами общей сети при производстве работ методом прокола — 2,5;
Окончание таблицы 16СП 4.13130.2009под автомобильными дорогами от подошвы насыпи — 1,4.Заглубление участков трубопроводов, прокладываемых под железными дорогами общей сети на расстоянии 50 м в обе стороны от места пересечения, должно быть не менее 2 м до верхней об-разующей трубопровода.
16. Диаметр защитного кожуха или футляра определяется из условия производства работ, конструкции перехода, а также исключения контакта с трубопроводом и должен быть не менее чем на 200 мм больше наружного диаметра трубопровода.
При прокладке трубопровода в защитном кожухе устройство дополнительного защитного футляра при пересечении с транспортными и инженерными сетями не требуется.
17. При прокладке трубопроводов в песчаных и других легко дренирующих грунтах необхо-димо предусматривать мероприятия, исключающие распространение нефтепродукта в этих грунтах в случае его утечки (глиняные ложа по полиэтиленовой пленке, прокладка в защитном кожухе или футляре и т. п.).
18. Участки трубопровода, прокладываемые в защитных кожухах длиной свыше 100 м, долж-ны быть разъемными и монтироваться из отдельных секций с помощью фланцевых соединительных деталей. На участках трубопроводов, прокладываемых в защитных кожухах длиной менее 100 м, межтрубное пространство герметизируется с обеих сторон металлическими приварными заглушками, рассчитанными на рабочее давление.
Максимально возможная длина секции защитного кожуха определяется расчетом на прочность фланцевого соединения в зависимости от разницы допускаемых температурных удлинений трубо-провода и защитного кожуха.
19. Для контроля межтрубного пространства от утечек нефтепродукта на одном из концов защитного кожуха или защитного футляра следует предусматривать контрольную трубку с запорной арматурой, выходящую под защитное устройство, расположенное на 30 см выше уровня земли и на расстоянии не менее 1 м от оси трубопровода.
20. Запорную арматуру на трубопроводах следует размещать:на расстоянии 200 м за перспективной проектной границей населенного пункта (независимо от направления перекачки нефтепродукта);
на обоих берегах водных преград;
на границах квартальной жилой застройки или микрорайонов населенного пункта, но не более чем через 500 м;
на обеих сторонах переходов через железные дороги общей сети;
на входе и выходе с территории предприятия поставщика или потребителя.
Указанную запорную арматуру следует предусматривать с электрическим приводом местного, дистанционного а также автоматического управления в случае падения давления ниже установлен-ного. Управление запорной арматурой осуществляется из операторской предприятия поставщика или районного диспетчерского пункта трубопровода.
В остальных случаях размещение запорной арматуры определяется проектом в зависимости от рельефа местности и окружающей застройки, но на расстоянии не более 1 км одна от другой.
С обеих сторон запорной арматуры должна быть предусмотрена установка приборов для из-мерения давления.
21. Запорную и регулирующую арматуру, а также секционирующие фланцевые соединения защитного кожуха необходимо размещать в колодцах, конструкция и материал которых должны ис-ключать поступление в них воды, а также распространение возможной утечки нефтепродуктов из тру-бопровода в грунт. В местах отсутствия проезда транспорта и прохода людей люки колодцев следует предусматривать выше уровня земли.
В колодцах объемом более 20 м3 следует предусматривать вентиляцию с естественным побуж-дением.
В местах прохода трубопровода через стенки колодцев следует предусматривать футляр, концы которого уплотняются эластичным материалом.
22. Запорную арматуру, устанавливаемую на параллельных трубопроводах, следует сме-щать относительно друг друга на расстояние, обеспечивающее возможность ее перекрытия в случае возникновения аварийных ситуаций на одной из них, а также удобство ее обслуживания, монтажа и демонтажа.СП 4.13130.200923. В начале трубопровода в дополнение к основной (рабочей) запорной арматуре следует предусматривать резервную, закрытие которой должно осуществляться автоматически при достижении значений максимального и минимального давления в трубопроводе.
24. Трубопроводы I класса, а также трубопроводы, прокладываемые на селитебной террито-рии поселения, расположенные ближе 75 м от общественных зданий и сооружений, должны иметь в начале трассы устройства, автоматически отключающие трубопровод при исчезновении напряжения в основной силовой сети электроснабжения запорной арматуры.
25. Для защиты трубопровода от повышения в нем давления сверх рабочего в начале тру-бопровода следует предусматривать установку автоматического регулятора давления по принципу исполнения «после себя», а на предприятии потребителя — предохранительных клапанов, рассчи-танных на давление, принятое на этом предприятии. Сброс нефтепродукта от этих клапанов следует предусматривать в специальные резервуары.
26. В начале трубопровода следует устанавливать узел оперативного учета количества транспортируемых нефтепродуктов, а в конце — узел коммерческого учета. Показания от этих узлов должны передаваться дистанционно или по системе телемеханики в операторскую или на диспет-черский пункт предприятия поставщика. При расхождении показаний количества транспортируемого нефтепродукта в узлах учета в начале трубопровода должна автоматически срабатывать запорная арматура, отключающая трубопровод.
27. При удалении предприятия поставщика или узла врезки трубопровода (отвода) в маги-стральный нефтепродуктопровод от границы населенного пункта на расстояние до 2 км допускается не предусматривать установку запорной арматуры у границы населенных пунктов, а также автоматических регуляторов давления и узлов учета количества транспортируемых нефтепродуктов. В этом случае их следует предусматривать на выходе трубопровода с предприятия или в узле врезки трубопровода (отвода) в магистральный трубопровод.
28. Здания, сооружения и строения, входящие в состав трубопровода, следует принимать не ниже II степени огнестойкости.
29. Для связи с диспетчером на трассе трубопровода следует устанавливать стационарные переговорные устройства или розетки для подключения переносных устройств.Кабельные линии технологической связи необходимо предусматривать на расстоянии не менее 6 м от оси трубопровода.
Если Вы работаете в сфере огнезащиты, проектируете объекты промышленного и гражданского назначения, принимаете решение о применении тех или иных материалов - наши предложения для Вас!